Москва
°C
arrow-redUSD65.5175 руб.-0.53
arrow-redEUR75.985 руб.-0.43
arrow-redCNY9.469 руб.-0.08
Где купить шпунты ларсена
126 0
Нержавеющая труба в СПб от компании «СЗППК»
222 0
Как выбрать пищевой насос для сусла
273 0
Шуруп ГОСТ 1145-80
561 0
Т-банк расширяет сферы своей деятельности
499 0
Тепловые тележки для ресторанов и кафе
571 0
Производство гипсового декора от лепной мастерской
494 0
Ресторанные тележки для обслуживания в гостиницах
701 0
Лист холоднокатаный: технология производства
801 0
Запись к флебологу в Москве в центре МИФЦ
1005 0
Аквилонг кодирование в клинике Detox Clinic
1123 0
AGV тележки. Максимальная эффективность, минимальные затраты
1547 0
Имитация бруса для наружной и внутренней отделки
1554 0
Арматура 12 а500с от поставщиков на сайте HardHub
1564 0
Рулонный газон от компании «Росток Групп»
1533 0
Искусственная трава для футбола от компании «Оптилон»
1621 0
Элитная кожаная мебель Baxter
1548 0
Каталог зеркал от производителя Stake
1423 0
Больше новостей
» » Как велосипед изменил мир и какое у него будущее

Как велосипед изменил мир и какое у него будущее

Осенний день в 1865 году в таверне города Ансон в штате Коннектикут сидели двое мужчин и успокаивали свои нервы крепкими напитками.

Незадолго до этого они спокойно ехали на телеге в город, как вдруг услышали позади душераздирающий крик. Прямо на них с горы мчался, пригибаясь к земле, сам дьявол во плоти - с головой человека и телом какой-то неизвестного существа.

Мужчины погнали лошадей вперед, а дьявол скатился с дороги в наполненную водой придорожную канаву.

Представьте, который их охватил страх, когда дьявол, которого они встретили, потом снова появился и представился: он оказался французом Пьером Лальман, окровавленным и промокшим.

Молодой инженер-механик находился в США уже несколько месяцев и привез с собой из Франции собственное изобретение - двухколесную конструкцию, которую он называл "велосипедом" и которая приводилась в движение педалями. Так началось завоевание планеты этим изобретением.

В следующем году Лальман зарегистрировал патент на свое изобретение, которое в тот момент еще не было ни переключателя скоростей, ни цепной передачи, которая у современного велосипеда. Не было у него и тормозов, и именно поэтому его изобретатель летел с горы на двух извозчиков с такой бешеной скоростью.

Достаточно громоздкую модель Лальмана вскоре сменил "Пенни-фартинг" или "велосипед-паук", который не был таким уж элегантным средством передвижения, которым он выглядит на старинных фотографиях. Из-за своего гигантское переднее колесо он фактически был средством для гонки, поскольку двигался в два раза быстрее обычного велосипед.

Разъезжали на нем преимущественно смелые молодые люди, которые сидели на колесе высотой полтора метра и при малейших препятствий летели носом вперед.

Однако следующая ступень в развитии велосипеда - так называемый "безопасный велосипед" - привлек гораздо большее количество энтузиастов. Выглядел он уже как современный велосипед - с цепной передачей, одинаковыми по размеру колесами и традиционной рамой.

Скорость обеспечивали НЕ гигантские колеса, а передачи.

На безопасном велосипеде можно было даже ездить в платье. Это было не так важно для Анджелины Аллен, которая в 1893 году произвела фурор в Ньюарке, в окрестностях Нью-Йорке, проехав на велосипеде без нее.

"На ней штаны!" - кричал заголовок популярного мужского журнала, который сообщал также, что велосипедистка была молодой, красивой и разведенной.

Велосипед стал для женщин в буквальном смысле движущей силой эмансипации.

Чтобы сесть на велосипед, им пришлось избавиться жестких корсетов и куполообразных кринолиновых юбок и одеться во что-то более свободное и комфортное.

К тому же они стали разъезжать на велосипеде самостоятельно, без присмотра.

Консервативные круги волновались, опасаясь, что "неприличная езда на велосипеде" приведет к мастурбации и даже проституции. Однако довольно быстро люди начали смеяться над этих опасений.

Как считает историк Маргарет Гурофф, казалось, никого не беспокоило, что делала Анджелина Аллен - все только интересовались тем, как она была одета. А тот факт, что женщина в одиночестве разъезжает на таком велосипеде, не сдавался чем-то необычным.

Три года назад американская активистка за права женщин Сюзан Энтони отметила, что велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-то другое.

И велосипед продолжает мобилизовать и вдохновлять женщин даже в наше время.

В 2006 году власти индийского штата Бихар начали выдавать большие субсидии на приобретение велосипедов для девочек-подростков, которые начинали обучение в средней школе, расположенной, как правило, в нескольких километрах от дома.

Эта инициатива сработала, резко увеличив вероятность того, что девочки не бросят школу и учиться до ее окончания.

Даже в США велосипед - это недорогой способ расширить свой горизонт: например, звезда баскетбола Леброн Джеймс основал школу в своем родном городе Акрон в штате Огайо, которая каждому своему ученику выдает велосипед.

По его словам, когда он и его друзья садились на велосипеды, то у них будто крылья вырастали: "Мы чувствовали себя хозяевами вселенной".

Действительно, велосипед всегда был инструментом раскрепощения для малоимущих.

На заре своего существования он был значительно дешевле лошади - и одновременно оказывал ту же свободу передвижения.

Изобретение велосипеда придал импульс не только промышленной революции, но и социальной.

В первой половине XIX века для боевого оружия американской армии применялись точно спроектированы взаимозаменяемые части и узлы, достаточно дороги в производстве. И сначала их взаимозаменяемость обходилась слишком дорого для того, чтобы они могли собираться не в военных заводах.

Именно велосипед стал цепочкой между высокоточным военным производством и массовым потребительским выпуском сложных в производстве товаров.

Производители велосипедов придумали простую и легко технологию, которую можно повторять, - холодная штамповка листового металла нужной формы - которая позволяла держать цены низкими, сохраняя при этом качество.

Они также разработали шарикоподшипник, пневматические шины, дифференциал, позволяющий изменять скорости и тормоза.

Как новая технология, так и новые компоненты стали впоследствии использоваться в производстве автомобилей, в частности, на заводах Генри Форда.

Первый велосипед в том виде, в каком мы его знаем сегодня, был сделан в 1885 году на заводе Rover в английском городе Ковентри.

Совсем не случайно Rover впоследствии стал крупным игроком в автоиндустрии: переход от производства велосипедов к производству машин казался вполне логичным.

Велосипед также оказался краеугольным камнем модернизации японской промышленности.

Первым шагом стал импорт западных велосипедов в Японии, примерно в 1890-м году. Затем надо было открыть мастерские по ремонту велосипедов.

Следующим шагом стало производство запасных колес на месте, не такая уж большая проблема для опытного механика.

И только через 10 лет, когда все необходимые запчасти начали производить отдельно, в Японии стали выпускать собственные велосипеды.

К началу Второй мировой войны Япония выпускала более миллиона велосипедов в год благодаря рождению класса предпринимателей.

Можно ли считать велосипед средством передвижения, отжил свое время? Статистика доказывает обратное.

Полвека назад производство велосипедов и машин во всем мире было примерно одинаковым - 20 млн в год. С тех пор производство автомобилей выросло втрое, а темпы выпуска велосипедов - аж в шесть раз, до 120 млн в год.

Похоже, опять же велосипеды указывают нам путь: хотя мы стоим на пороге эры беспилотных автомобилей, многие считают, что в будущем автомобили, как и велосипеды, повсеместно будут напрокат - одним кликом приложения на смартфоне.

Если это так, то средство передвижения будущего уже прибыл: по всему миру существует более тысячи различных схем городского велопроката, в которых задействованы десятки миллионов доступных для аренды велосипедов, и их количество только растет. Есть даже модели на аккумуляторных батареях.

Компания Uber уже объявила о планах больше развивать свой сервис по предоставлению электроскутеров и велосипедов, а не традиционных такси.

Хотя некоторые компании уже обожглись, формируя свою бизнес-модель, и свернули свои услуги в ряде городов, где очень большое количество велосипедов украли, изуродовали или просто бросили после пользования.

Однако этот рынок услуг продолжает расти, поскольку велосипед по-прежнему остается самым быстрым способом добраться из одного места в другое, особенно в условиях городских пробок.

Единственное, что отваживает многих от велосипеда, так это дизельные выхлопы и перспектива полететь на асфальт, как это получилось в свое время у Пьера Лальмана.

Но если следующее поколение автомобилей будет экологически чистой электрической версии, которой будет руководить осторожный и умный робот, может быть, велосипеда придется нажать на педали.

Том Гарфорд является автором колонки "законспирированный экономист" в Financial Times. Он также является ведущим ведущим радиопрограммы Всемирной службы BBC "50 вещей, которые создали современную экономику" .

Также на эту тему

0 комментариев

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingdisappointed_relievedweary
    pensivedisappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecry
    sobjoyastonishedscreamtired_faceangryrage
    triumphdizzy_faceimpsmiling_impneutral_faceno_mouthinnocent
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Войти через